Семейные группы

Система дошкольного образования  призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей. С целью расширения и развития современных форм дошкольного образования в нашем  городе, обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, с ноября  2014 года впервые в МБДОУ детский сад «Колокольчик» была организована работа двух семейных групп.

Семейные группы организуются  целью:

  1. помощи многодетной семье в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста; предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
  2. развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;
  3. расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Задачи, которые мы решаем, организуя работу семейных групп:

  1. реализация в семьях дошкольных образовательных программ;
  2. оптимизация развития ребенка, его введение в образовательный социум учреждения; обеспечение физического, психического здоровья, эмоционального благополучия ребенка в условиях семейного воспитания;
  3. формирование у детей социально-личностных духовно-нравственных качеств на основе традиций семейного воспитания;
  4. создание новых рабочих мест, поддержка многодетных семей; сокращение очередности  в детские сады.

Нормативно-правовым регулированием деятельности семейных групп стали:

  1. Федеральный  закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Рекомендации  об организации семейных воспитательных групп, утвержденные  Федеральной службой по надзору в сфере защиты   прав   потребителей   и  благополучия человека от 29.06. 2010 № 01/9645-0-34
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
  5. Постановление администрации Кирсановского района от 14.10.2014 года № 964  «Об организации семейных групп в образовательных организациях района,реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования»

Алгоритм организации семейной группы:

Обращение многодетных родителей (имеющих трех и более детей дошкольного возраста) в отдел  образования  администрации Кирсановского района  с письменным заявлением об открытии группы.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  1. автобиография;
  2. диплом, аттестат об образовании;
  3. медицинская книжка с отметкой о прохождении обязательного медицинского осмотра;
  4. копия паспорта;
  5. копия свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);
  6. копии свидетельств о рождении детей;
  7. копия трудовой книжки;
  8. письменное согласие на открытие группы совершеннолетних членов семьи собственников (нанимателей) жилья;
  9. справки органов внутренних дел об отсутствии судимости;
  10. документ, подтверждающий право пользования жилым помещением и (или) право собственности на жилое помещение;
  11. справка о регистрации кандидата по месту жительства.

Представленные документы рассматриваются,  в случае положительного решения готовится заключение о возможности открытия семейной группы. Семейная группа организуется в многодетных семьях, имеющих не менее 3 детей дошкольного возраста. Отделом образования администрации района  определяется дошкольное образовательное учреждение, в структуру которого и войдут семейные группы как подразделение данного учреждения. Территориальное расположение дошкольного образовательного учреждения и «семейных групп» должно быть удобным, так как мама может приводить детей в детский сад на занятия, или отдельные специалисты посещают их на дому.

Комиссия обследует жилищно-бытовые, социальные условия жизни кандидата по месту его проживания, составляет акт, устанавливает соответствие жилого помещения требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам. Выносит решение об открытии группы.

Издается  приказ об открытии семейной группы на базе ДОО,  воспитатель (помощник воспитателя) семейной группы зачисляется в штат образовательного учреждения, с ним заключается трудовой договор на период функционирования группы. На основании направления отдела образования дети зачисляются в семейную группу.

Отношения между семьей и дошкольным учреждением регулируются  договором,  помещение для группы (в данном случае —  жилой дом, квартира) должно соответствовать санитарным нормам и правилам, принятым для детских садов: это требования по наличию спальных помещений, игровых комнат и т. д.

Утверждаются  документы, определяющие функционирование семейной группы (режим работы группы, учебный план, расписание занятий, режим дня и распределение организации жизнедеятельности детей, форма заявления родителей (законных представителей), форма договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями). Общее руководство семейными группами  в  дошкольной образовательной организации остается за руководителем.

Финансирование семейной группы:

Финансирование семейной группы производится за счёт средств районного  бюджета, предусмотренных на содержание муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Оплата труда работников семейной группы производится по действующим нормативам из расчета режима работы групп. Размер платы за содержание детей в семейной группе (в случае, если семейная группа создается для детей из нескольких семей) устанавливается учредителем учреждения.

Мама – работник ДОУ

Для организации семейной группы в штатном расписании учреждения были предусмотрены следующие штатные единицы:

  1. воспитатель (помощник воспитателя) – 0,5 ставки;
  2. повар – 0,25 ставки;

На должность воспитателя семейной группы назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи. В случае,  если родитель (законный представитель) имеет среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование, он принимается воспитателем. В случае, если родитель (законный представитель) имеет среднее начальное профессиональное образование или среднее (полное) общее образование, он принимается помощником воспитателя.

Организация питания детей в семейной группе

  1. Организация питания детей в семейной группе осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03 и установленными учредителем денежными нормами питания для детей дошкольного возраста и возлагается на воспитателя (помощника воспитателя) семейной группы.
  2. Воспитатель (помощник воспитателя) семейной группы самостоятельно готовит пищу для детей в соответствии с утвержденным Примерным десятидневным меню образовательного учреждения с учетом норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей.
  3. Образовательное учреждение выдает ежемесячно денежные средства на организацию питания детей в семейной группе воспитателю (помощнику воспитателя).
  4. Продукты питания закупаются воспитателем (помощником воспитателя) самостоятельно в соответствии с рекомендуемым набором продуктов для питания детей дошкольного возраста. Стоимость приобретенных продуктов не должна превышать цены, сложившейся на территории Тамбовской области на данный период.
  5. В конце каждого месяца работник семейной группы  составляет отчет по приобретенным продуктам питания,  составляется авансовый отчет и акт на списание продуктов комиссией.

Медицинское обслуживание

  1. Воспитатель семейной группы наряду с учреждением несет ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и обучение воспитанников семейной группы.
  2. Воспитатель (помощника воспитателя) семейной группы проходит обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
  3. Медицинское обслуживание детей, посещающих семейную группу, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
  4. Воспитанники семейной группы являются воспитанниками Учреждения и принимаются в порядке, установленном уставом учреждения, на основании медицинского заключения.

Режим работы семейной группы

Режим работы семейной группы и пребывания в нем детей определяются уставом ДОУ, договором между ДОУ и родителем (законным представителем). Администрация ДОУ осуществляет контроль за функционированием семейных групп. Образовательная работа с детьми с детьми и другие виды деятельности могут проводиться как в здании ДОУ, так и в домашних условиях. Обучение и воспитание детей в семейном детском саду осуществляется по той же образовательной программе, что и в детском саду.

Режим функционирования семейной группы составляет 6 часов. Семейный воспитатель проводит с детьми все режимные моменты: гигиенические процедуры, занятия, прогулки, организация игр и развлечений. Так как семейная группа является структурным подразделением ДОУ, то дети могут посещать отдельные занятия и участвовать в праздниках и развлечениях.

Семейная группа имеет разновозрастной состав, поэтому для каждого ребенка может быть разработан индивидуальный образовательный и организационный маршрут. Важное значение имеет подгрупповая и индивидуальная организация детской деятельности, например, младшие дети, заняты играми в то время, когда со старшими проводятся занятия. Для семейных групп характерна и организация совместной деятельности, в которой малыши учатся у старших.

Исходя из вышесказанного,  каждое учреждение может для себя определить                

  Модель образовательного процесса:

Модель № 1

Образовательную деятельность осуществляет мама – воспитатель. Раз в неделю дети посещают  ДОУ, участвуют в совместной деятельности со взрослыми. Один раз в неделю педагог-психолог посещает семейную группу, оказывает консультативную помощь и организует образовательную деятельность с детьми.

Модель №2

Образовательная деятельность организуется базе ДОУ ежедневно. Дети закреплены за возрастной группой, участвуют в совместной деятельности со взрослыми  и детьми, прогулка, вторая половина дня. Участие в совместных праздниках и развлечениях в ДОУ.

Модель №3

Образовательная деятельность организуется педагогами – специалистами ДОУ на базе 1-2 раза в неделю. Посещение дополнительных  образовательных услуг в детском саду. Модель №4 Образовательную деятельность осуществляет мама – воспитатель. Раз в неделю образовательную  деятельность осуществляют педагоги-специалисты (изо, педагог-психолог, учитель-логопед) на дому. Участие в совместных праздниках и развлечениях в ДОУ.

Руководство семейной группой осуществляют администрация ДОУ, педагоги, специалисты образовательного учреждения оказывают консультативную и методическую помощь родителю-воспитателю (помощника воспитателя).

Семейная группа для  ребенка это:

  1. разностороннее развитие с участием специалистов ДОУ;
  2. социализация;

для Мамы-воспитателя это:

  1. возможность трудоустройства, не прерывая процесс воспитания детей;
  2. заработная плата;
  3. получение консультативной помощи в вопросах воспитания и образования детей от специалистов; для учреждения это возможность охвата большего числа дошкольников.

Ожидаемые результаты развития семейных групп:

  1. Расширение формы дошкольного образования для детей, не посещающих ДОУ;
  2. Сокращение очередности в детские сады;
  3. Поддержка многодетных семей, предоставление родителям возможности трудоустройства;
  4. Возможность получить работу в период сложной экономической ситуации для мам, воспитывающих 3х и более лет.

Возникающие вопросы можно задать начальнику отдела образования администрации Кирсановского района  Простецовой Светлане Николаевне, г. Кирсанов, ул. Советская, д. 25, к. 18 тел. 8(47537)35379 часы работы — с 8-00 до 17-00, с пн до пт.

 

Перечень нормативных правовых актов федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп.

 

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

П. 17 статьи 2

П. 34 статьи 2

Часть 1 статья 13, 15, 46, 65, п. 1

Часть 2 статья 65

Часть 4 статья 65

  1. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №10 14 (зарегистрирован 26 сентября 2013 г., регистрационный номе№ 30038)

П. 13 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ
  2. Приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 г. №1115н (зарегистрирован 19 февраля 2015, регистрационный № 36091)
  3. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. №544н (зарегистрирован 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30550)
  4. Приказ Минздрав России от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), (ЕКС)

Раздел III

     7.ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

  1. Положение Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г.№ 188-ФЗ

Часть 2 статьи 17

  1. Приказ МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288

П. 5.2.3. свода правил СП 4.13130

Ф1.1 (здания ДОО)

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2013 г. № 68 (зарегистрировано 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31209) (СанПиН).

п. 2.4.1.3147-13

п.1.9   2.4.1.31.47-13

  1. ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ

Статья 26.3.1

  1. ФЗ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ

Статья 20

  1. ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

Статья 31.1

14.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316

Программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»

  1. Письмо Минобрнауки России от 18 декабря 2014 г. №НТ-1375/08

Типовые документы: «дорожные карты», модель поддержки развития дошкольного образования за счёт привлечения к оказанию услуг дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, типовая учебная программа курсов повышения квалификации

Об утверждении перечня вариативных форм дошкольного образования на территории Кирсановского муниципального округа на 2024-2025 учебный год (постановление администрации Кирсановского муниципального округа Тамбовской области от 19.04.2024 №416)

Об организации работы семейных дошкольных  групп (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2017 г. № 08-364)

О внесении изменений в постановление администрации района от 22.09.2016 № 584 «Об утверждении перечня вариативных форм дошкольного образования на территории Кирсановского района на 2016-2017 учебный год» (постановление администрации Кирсановского района № 629 от 14.10.2016 г.)

Приложение к постановлению администрации Кирсановского района № 629 от 14.10.2016 г.

Об утверждении перечня вариативных форм дошкольного образования на территории Кирсановского района на 2015-2016 учебный год (постановление администрации Кирсановского района №647 от 01.09.2015 г.)

Об организации семейных групп в образовательных организация района, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования (постановление администрации Кирсановского района № 964 от 14.10.2014 г.)

Об утверждении примерных положений об организации деятельности семейных групп и дошкольных мини-центров на базе муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (постановление администрации Кирсановского района № 911 от 02.11.2010 г.)

Нормативно-правовые документы регламентирующие деятельность семейных групп